Аудит жизни. Поведение человека и результаты.

Среда деятельности. Поведение. Результат. Оцифровка.

Биологические ограничения человека.. Примативность правит нами

Обсуждение книги. 
Анатолий Протопопов, Алексей Вязовский  «Инстинкты человека (попытка описания и классификации)»  2011 г.
Продолжение предыдущего поста.

Важнейшая биологическая характеристика человека. Определите для себя!
О примативности. Текст авторов. Книга стр.  130-132.

О примативности.
  Примативность – термин , предложенный  А.Протопоповым в 1998 году (от лат. primates –первоначальный) для обозначения степени средней приоритетности инстинктивно-обусловленных практических поступков в сравнении с приоритетностью поступков, обусловленных рассудочными заключениями. Не следует понимать этот термин как «поведение, присущее приматам, такая трактовка по отношению к человеку была бы бессодержательной тавтологией. Это именно «первоначальность». Примативность –вовсе не другое название «уровня интеллекта» или «брутальности». Высокопримативным человеком может быть даже высокообразованный академик, а неграмотный чернорабочий может обладать невысокой примативностью, хотя более вероятно, разумеется,  обратное.  В терминах нашей шкалы сложности поведения (см. раздел «Инстинкты и рассудок»), повышенная примативность характеризуется тяготением влево множества поведенческих актов – а, пониженная соответственно, вправо.
  Внешне уровень примативности человека выражается не только в яркости проявления тех или иных инстинктов, описанных во второй части, но и в общей склонности реагировать на различные события в инстинктивной манере. Такая манера характеризуется, например:
* Импульсивностью, эмоциональностью, склонностью принимать жизненные решения на основе сиюминутных эмоций, отличающихся большой яркостью. Психологи нечто подобное называют истероидностью, но мы этот термин предпочитаем не употреблять.
* Склонностью к «аппроксимированному» (фактически – шаблонному) восприятию мира, могущему выражаться в :
> Приверженности «простым» и, как правило, типовым ответам даже на нестандартные вопросы и житейские проблемы: «запретить! Наказать! Заставить!» Результат тоже видится «простым»: побочные и отдаленные эффекты принятых решений просто не возникают перед мысленным взором. Как следствие, часто наблюдается склонность не соизмерять цели и средства, могущая приводить к «пирровым победам» (пиррова победа – это победа, совокупная цена которой оказывается больше стоимости завоёванного). Впрочем , как мы уже видели, в ВК-группах  малусы и бонусы обычно достаются разным персоналиям, что с некоторых точек зрения (например, с точки зрения царя Пирра), это не бог весть какая проблема.
> Принятие во внимание небольшого количества простых, но броских знаков извне (поверхностность): поблёскивает – значит золото; был рядом –значит виноват; кто громче всех плачет-тому самую большую конфету. В качестве одного из ярких примеров такой поверхностности можно привести одного из героев старого фильма «Начальник Чукотки», который причислял себя к революционерам на том основании, что надел брюки «галипе» (sic).
> Склонность «размазывать» детали «краской « общей эмоциональной оценки; если некто – злодей, то у него нет ни одной позитивной черты; и наоборот – кумир состоит только из одних достоинств. Или вот неадекватная неосторожность: если нечто имеет репутацию чего-то опасного, то оно будет отвергаться в любых проявлениях и количествах, даже если фактической опасности совсем нет. К примеру,  прознав про вредность тяжёлой воды, и что её получают кипячением, высокопримативный человек будет избегать двухкратного кипячения чайника, хотя в этих условиях рост концентрации тяжёлой воды будет совершенно неуловим, а об её «вредности» в данных условиях говорить просто смешно.
* Мировоззрением спокойно принимающим ту или иную иррациональность (реально наблюдающуюся или вымышленную)  окружающего мира, и принимающим её «как есть», без серьёзных попыток рационализации. Ну или рационализации, но максимально «простой». Частный, но важный случай иррациональности мышления  -религиозность и суеверность (как и вообще идеализм), однако проявления иррациональности мышления этим не ограничиваются.
* Предпочтения краткосрочных и локальных целей долгосрочным и глобальным. В Частности , высокопримативные люди гораздо более склонны к так называемому «аддиктивному поведению», о котором мы расскажем чуть ниже.
Низкопримативный же человек , будучи не чужд эмоций как таковых, в практических поступках более руководствуется бесстрастными расчётами и долгосрочными планами.
   Понятно, что очень высокая примативность у маленьких детей, что естествен объясняется незрелостью их высших мозговых функций. С возрастом примативность снижается, но отнюдь не до нуля, и у всех в разной степени. И более того – в пожилом возрасте, по мере угасания высших мозговых функций (идущего, как известно, в порядке, примерно обратном развитию), примативность может повышаться, что в частности выражается в росте вероятности  к концу жизни «созреть и прийти к Богу». Хотя правильнее здесь, видимо говорить о «перезревании».
   Высокая примативность  вполне сочетаема с высокоинтеллектуальными знаниями и навыками. Такой человек вполне может владеть интегральным исчислением, разбираться в нюансах философии Канта, устройстве компьютеров и космических кораблей, но при этом спокойно верить во что-то сверхестественное. И вообще, примативность – это не столько НЕСПОСОБНОСТЬ к, например, долгосрочным прогнозам, сколько «НЕЛЮБОВЬ» к этому занятию, и НЕДОВЕРИЕ прогнозам такого рода, даже собственным. То есть — примативность ни в коем случае не характеризуется пресловутым «уровнем интеллекта», в лице образовательного статуса –уж подавно-не знаменитым коэффициентом IQ , предложенного Исааком Айзенком. Ведь этот тест фактически измеряет у человека способность быстро решать короткие искусственные задачи, для чего требуется очень специфическая смекалка, но не интеллект в его высшем понимании. Есть на этот счёт меткая шутка., что этот тест измеряет лишь способности к решению этого теста… умение решать в уме системы дифференциальных уравнений, как и прочие высоконаучные знания – вовсе не гарантия , что в большинстве житейских ситуации этот человек не будет вести себя инстинктивно, то есть не будет демонстрировать высокую примативность.»
Связанные записи

Поделиться в соц. сетях

0

The Author

admin

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Аудит жизни © 2016 Frontier Theme