Аудит жизни. Поведение человека и результаты.

Среда деятельности. Поведение. Результат. Оцифровка.

Однотипность жизненного пути. Причины?

 

Интервью Анатолия Протопопова сайту «ethology.ru»
Март 2004 года

Пришло время побеседовать с одним из основателей данного проекта, известным этологом Анатолием Протопоповым.
Беседует Алексей Вязовский.Алексей Вязовский: Анатолий Ильич, Вы в своих статьях на различных примерах показываете, что инстинктивное поведение играет более значимую роль, чем принято полагать в среде специалистов-психологов, но во всех этих случаях рассматриваются частные жизненные ситуации. Однако как проявляется инстинктивность в течение всей жизни человека, как-то не очень ясно. Является ли «базовый» жизненный сценарий человека преимущественно инстинктивным, или наоборот, рассудочным?

Анатолий Протопопов: Действительно, если проанализировать жизнь большинства нормальных людей, то мы обнаружим, что их биографии, при всей их вариабельности, весьма сходны; причём большая часть упомянутых вариаций обусловлена различными внешними причинами, но не волей этого индивида. Жизненный план большинства людей, вне зависимости от национальной, территориальной и культурной принадлежности, примерно одинаков — детство, та или иная учёба (если не в образовательной школе, то в «школе жизни»), начало карьерного роста и одновременное начало устройства личной жизни (опять-таки в различных формах), рождение детей, продолжение карьеры, воспитание внуков и передача опыта. С одной стороны, всё это довольно разумно, однако подозрительно однотипно. Мы к этому настолько привыкли, что даже не задаёмся вопросом о причинах такой однотипности, как бы иначе и быть не может. Вроде бы решения о своём поведении на том или ином жизненном этапе мы принимаем полностью рассудочно, разве что кроме выбора конкретной начальной школы. Тем не менее — жизнь большинства людей проходит так, как прописано в их инстинктивных программах.
Спрашивается, зачем в развитых странах напрягаться, и делать карьеру, если и весьма скромный социальный уровень обеспечивает очень достойное существование, гарантировано и с большим запасом обеспечивающее физиологические потребности, включая воспитание детей? Просто хочется, и все. «Я придти не первым не могу! (Высоцкий)».
Вы можете сейчас мне возразить, что установка на карьерный и социальный рост — культуральная, в обществе считается это достойным и престижным, а потому, дескать, и стремление к ней практикуется столь широко. Однако здесь возникают два вопроса:
1) Откуда эта установка взялась первоначально, и
2) Почему стремление так или иначе возвыситься наблюдается во всех без исключения временах и культурах, от первобытных племен — до изыскано-куртуазных британских лордов?
В то же время гипотеза о том, что здесь мы наблюдаем действие инстинкта образования иерархий, объясняет этот феномен наиболее внятно и без натяжек. Точно также внешне парадоксальный феномен массового нежелания иметь много детей в развитых странах (именно в развитых, заметьте! Хотя материальных препятствий к этому никаких…) наиболее внятно объясняется действием инстинкта самоограничения численности вида (который в менее комфортных условиях жизни проявляется в форме, в частности, роста внутривидовой агрессивности), при том, каждая конкретная пара принимает решение о рождении ребёнка вроде бы совершенно рассудочно. Рассудочно, но на базе ЧУВСТВА. «Дети? Да, цветы жизни, но что-то не хочется. Лучше мы по миру попутешествуем, или ещё один дом купим, и будем там сидеть. Вот это нам хочется! А дети? Ээ… как-нибудь потом….может быть». Да, вы правы, во многих случаях рассудок человека, принимая решение о том или ином варианте производства карьеры или создания семьи, лишь обслуживает его же инстинктивные потребности. Как по сходному случаю выразилась драматург Лилиан Хелман: «Казалось бы, мама делает только то, что хочет папа. И все-таки мы живем так, как хочется маме».

А.В.: Вы хотите сказать, что человек ничего не может хотеть просто так?

А.П.: Просто так можно лежать на диване и смотреть в потолок. Да и то, принимая решение о таком времяпровождении, мы руководствуемся общебиологическим принципом экономии энергии. Но все остальные желания чреваты расходованием энергии, тем или иным риском, а стало быть предполагают какую-то выгоду, пусть и небезусловную, покрывающую эти затраты или оправдывающую эти риски. Нередко возникающее впечатление, что многие желания у человека никак не связаны с его биологией, проистекают из, во-первых, излишне упрощенного взгляда на биологически обусловленное поведение, а во-вторых, непонимания, а то и нежелания понять принципы функционирования этих механизмов. Что я имею в виду под излишне упрощенным взглядом? Это когда под биоцелесообразным поведением понимается практически голая физиология: понизился уровень глюкозы в крови — возникло желание поесть; наполнился кишечник, сработали соответствующие рецепторы — возникло желание его опорожнить, ну и далее в том же духе. А то, что существуют сложнейшие врождённые программы, регулирующие взаимодействие между особями как внутри группы, так и вне её; программы, регулирующие и другие, весьма тонкие аспекты жизни как особи, так и вида, при таком подходе не учитывается. Или — в силу элементарной некомпетентности в этологии, или в силу воинствующего неприятия её
Читать полностью.

http://protopop.chat.ru/einterv.htm

Поделиться в соц. сетях

0

The Author

admin

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Аудит жизни © 2016 Frontier Theme